Полковник Юрий Кузнецов, кандидат технических наук
ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Существующая нормативно-правовая база в области гражданской обороны (ГО) значительно усложняет защиту ряда важнейших объектов экономики в современных войнах. Данная ситуация сложилась с принятием нового Федерального закона о гражданской обороне №122-ФЗ от 22.08.2004 г. /1/, отменившего ранее действовавший Федеральный закон о гражданской обороне № 28-ФЗ от 12.02.1998 г.
В новом законе от 2004 г в ст. 4, определяющей принципы организации и ведения ГО, указано, что «полномочия федеральных органов исполнительной власти по принятию нормативных актов в области ГО и по контролю за их выполнением распространяются теперь только на бюджетные организации, находящиеся в их ведении» /2/. Положения закона от 1998 года распространялись на организации, находящиеся в любой форме собственности. Напомним, что при переоснащении энергетики ФРГ на экологические безопасные современные технологии в 70-х годах теперь уже прошлого века закон об этом распространялся на все предприятия и организации отрасли, независимо от форм собственности. Приоритетом стала именно интеллектуальная, а не материальная собственность, как это убедительно показано в статье члена Союза офицеров кандидата технических наук А.В. Рыжакова «Экономические процессы на весах диалектики» (журнал «Коммунист» , 1995, № 1). Таким образом, положения ныне действующего закона о гражданской обороне №122-ФЗ от 22.08.2004 года не распространяющиеся на организации, находящиеся в частной собственности являются шагом назад, наносящим вред обороноспособности и безопасности государства.
К каким проблемам это приводит, отчетливо просматривается на примере объектов электроэнергетики, которые по приоритетности поражения стоят на первом месте среди всех объектов экономики страны.
С 1 июля 2008 года прекратил свою деятельность «хозяин» электроэнергетики России – РАО ЕЭС, обеспечивавший выработку 70% всей электроэнергии страны. Результатом его деятельности стала капитализация электроэнергетических объектов, в результате которой выгодное имущество будет принадлежать частным собственникам, а всё убыточное – государству.
Вместо одного «хозяина», будет слишком много «хозяев», а «у семи нянек», как известно, «дитя без глазу».
Руководство РАО объясняло причину реформы обновлением отрасли. Новые владельцы, якобы, будут вкладываться в новое оборудование – и перебои в подаче электроэнергии прекратятся.
Однако новым владельцам компаний, производящих энергию, требуется построить дополнительные энергоблоки объёмом всего лишь в… 20% от имеющихся сегодня. Заставить их ремонтировать или заменять старые энергоблоки не могут, оправдываясь неприкосновенностью частной собственности. А значит, энергоблоки, как были ветхими, так ими, скорее всего, и останутся.
Одним из негативных процессов отрасли является нарастающий процесс износа энергетического оборудования электростанций. В сложившейся ситуации основной проблемой, требующей решения, является исчерпание ресурса установленной мощности действующих электростанций, основная часть которых была введена в семидесятые годы и израсходует этот ресурс: к 2015 г. – на 64% и к 2020 г. – на 79%, причем для ТЭС и АЭС исчерпание физического ресурса к этому времени составит 93%.
В настоящее время структуру электроэнергетики России составляют:
электростанции;
оптовый рынок;
магистральные и распределительные сети;
диспетчерское управление;
сбыт электроэнергии.
Электростанции с 1 июля 2008 г перешли в частные руки. Таковых насчитывается 44 электростанции, включая 8 строящихся. Они были возведены в предыдущие десятилетия за счет государства. Строительство одной станции обходится от нескольких сотен млн. до нескольких десятков млрд. долларов.
В результате купли-продажи крупные пакеты акций электростанций будут принадлежать как российским, так и зарубежным компаниям. Среди них – Сибирская угольно-энергетическая компания – СУЭК, Газпром.
После 2010 г. обязательства их владельцев по возведению новых объектов закончатся, и вся прибыль от продажи энергии будет идти в карман хозяев.
Оптовый рынок до июля 2008 г. контролировался государством. В 2012 г. вся электроэнергия будет продаваться по рыночным ценам. Это значит, что не будет фиксированных тарифов и для простых граждан.
На оптовом рынке будут действовать посредники – сбытовые компании, находящиеся в частной собственности. Именно от сбытовых компаний будет зависеть, по какой цене потребитель получит электроэнергию.
Магистральные и распределительные сети, крупные подстанции останутся на балансе государства. Общая протяженность распределительных линий, находящихся в системе РАО «ЕЭС России», составляет 2,3 млн. км.
От подстанций, которых более 500 тыс., энергия доходит до конечного потребителя. От надежности (а где-то и от наличия) этих сетей, от исправности ЛЭП будет зависеть электроснабжение объектов экономики, инфраструктуры и населения, доступ жителей страны ко всем современным средствам информации.
С 2008 г. по 2010 г. тарифы на электроэнергию увеличились на 50%.
Диспетчерское управление также останется в руках государства. Минпромэнерго будет отвечать за разработку правил работы рынка, управлять госкомпаниями. У него в подчинении – Ростехнадзор (экологический патруль), ФАС (контроль за недискриминационным доступом к отраслевой инфраструктуре) и ФСТ (тарифное регулирование).
Сбыт электроэнергии от государства перейдет в руки частных компаний. С 2012 г. цены отпустят в свободное плавание. В обозримом будущем возможности выбора поставщика электроэнергии в дома граждан не предвидится /3/.
Без полноправного хозяина всей электроэнергетики России невозможно создание Единой системы защиты электростанций как системообразующих объектов экономики. Отсутствие бюджетного финансирования мероприятий гражданской обороны электроэнергетики приведет к тому, что в мирное время мероприятия по защите объектов не будут даже планироваться, а в военное время их уже будет поздно осуществлять.
Таким образом, при существующей трактовке ст.4 Федерального закона «О гражданской обороне», в мирное время «хозяев» электростанций, ввиду неприкосновенности их частной собственности, не заставить планировать мероприятия по гражданской защите своих объектов, а в военное время этих собственников не найти. В результате электростанции страны будут совершенно не готовы к функционированию в военное время.
В связи со сложившейся ситуацией необходимо снова восстановить прежнюю формулировку ст. 4 Федерального закона «О гражданской обороне», чтобы законодательно обязать собственников объектов электроэнергетики планировать и проводить мероприятия по их защите. Т.е. положения ныне действующего Федерального закона «О гражданской обороне» от 22.08.2004 г. необходимо распространить на все важные объекты экономики независимо от форм их собственности. При невыполнении требований указанного закона владельцами этих объектов, их собственность подлежит национализации с передачей в ведение федеральных органов власти.
Реализация указанных мер позволит устранить существующую проблему нормативно-правовой базы в области гражданской обороны и подготовить электроэнергетику к возможным войнам будущего и тем самым сохранить экономику страны.
Руководители государства должны ставить реальные военные задачи, создавать благоприятные военно-политические и экономические условия для применения ВС. Военная стратегия должна учитывать все эти возможности государства. Но надо считаться и с тем, что оборонные задачи объективно вытекают из сложившейся геостратегической обстановки, и отменить их невозможно. Нужно реально осознавать различные условия создания, например, надежной системы ПВО России в сравнении с элементами ПРО США. Прежде всего, экономические: по валовому внутреннему продукту и по военному бюджету США превосходят РФ более чем в 20 раз.
Военно-географические факторы – территория России в 1,8 раза превосходит США, подлетное время средств воздушного нападения США и НАТО к приграничным районам России составляет от шести минут до одного часа, в то время как российская авиация может достичь территории США лишь через пять часов.
По объектам России может действовать до 2000 боевых самолетов США и НАТО, наши возможности во много раз меньше. В США в настоящее время развернуто сил ПВО почти в полтора раза больше требуемых для выполнения задач контроля воздушного пространства и пресечения нарушений государственной границы. В России число средств ПВО гораздо меньше их необходимого количества.
Поэтому о «зеркальных» ответах не может быть и речи. В этих условиях необходимы поиски решений, направленных на неотвратимость эффективного ядерного реагирования и на прикрытие от ударов с воздуха и из космоса.
Если речь будет идти о жизни и смерти страны, как всегда, все будет подчинено интересам обороны, исходя из древнего изречения: оборона страны стоит столько, во сколько нация оценивает свою независимость /4/. Литература:
2. Разъяснение изменений, внесенных в ряд законов Федеральным законом «О гражданской обороне» №122 – ФЗ от 22.08.2004 г. Журнал «Гражданская защита», №2, 2006 г. E-mail: http://www.gr-odor.narod.ru/
3. Забота о россиянах приведет к удорожанию электричества. «Аргументы и факты», №8 (1425), 20-26 февраля 2008 г.
4. Алексин В. Войны третьего тысячелетия. «Независимое военное обозрение», №27 (150), 16 июля 1999 г.
|