СПАСЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК В РУКАХ МЧС РОССИИ
События последних лет как в нашей стране, так и за рубежом показывают, что при проведении спасательных операций с привлечением частей и подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям, а также подразделений инженерных войск Сухопутных войск Министерства обороны, выявлен ряд недостатков в работе этих структур. Основной причиной неудовлетворительной работы инженерных войск стали: необдуманное и поспешное реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации; устаревшее и не восполняемое вооружение и военная техника инженерных подразделений; отсутствие соответствующей боевой подготовки личного состава.
Эти причины и приводят к тому, что гибнут люди в мирное время, выполняя задачи по очистке местности от взрывоопасных предметов. Как же можно так решать одну из основных задач инженерных войск! Но более того, все дыры в инженерных войсках проявилась во время грузино-югоосетинского конфликта, когда в реальных условиях, а не на бумаге, возникла необходимость в инженерном оборудовании и средствах, то оказалось, что большинство средств находится в неработоспособном состоянии, или не имеется в наличии, из-за отсутствия закупок, или устарело и не модернизируется, в связи с чем не имеет практического применения.
Разве нужны Вооруженным Силам инженерные войска, неспособные выполнять свои задачи!? Вопрос далеко не риторический.
Вынесенную в заголовок материала идею навеяли как опыт применения инженерных войск в чрезвычайных ситуациях, а также успешной подготовки специалистов на факультете гражданской обороны Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева.
Существование такого факультета в академии с 1986 года дало возможность не только готовить высококвалифицированный офицерский состав по специальности «Организация и ведение гражданской обороны», но и значительно повышало знания в вопросах гражданской обороны преподавательского состава и слушателей других факультетов академии, что способствовало успешному решению задач гражданской обороны, возложенных на военные округа и части Вооруженных Сил. Об этом с гордостью писал в своей книге «Пятьдесят лет в инженерных войсках» бывший начальник Военно-инженерной академии генерал-полковник Евгений Сергеевич Колибернов (М., 2008).
Вошло в систему привлечение преподавательского состава Военно-инженерной академии на проверки состояния ГО в республиках, краях и областях, частях гражданской обороны, а также в состав руководства и посреднического аппарата на учения, проводившиеся по планам начальника ГО СССР. Преподавателей академии включали в состав оперативных групп штаба ГО СССР для обеспечения руководства ликвидацией аварий, катастроф и стихийных бедствий (Армения, Таджикистан, Башкирия и др.), а также для изучения и обобщения опыта действий штабов и частей ГО в экстремальных условиях. Участие личного состава академии в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, их совместная работа с личным составом штабов и частей ГО в зоне бедствия, результаты научных разработок, выполненных на основе практического опыта действий органов управления и сил в экстремальных условиях, имели и имеют огромную ценность для решения задач ГО и Вооруженных Сил. Работа факультета в ВИА была оправдана, учитывая не только богатейшие традиции одной из старейших академий, но и то, что офицеров инженерных войск привлекали для решения сложных задач при стихийных бедствиях в стране.
Замечательный советский военный инженер, впоследствии генерал-полковник, Аркадий Федорович Хренов, носивший в годы Великой Отечественной войны гордое прозвание «Тотлебен 20 века» весной 1922 года, будучи начальником батальонной школы 2-го инженерного батальона Западного фронта, руководил предотвращением опасности паводка в Полоцке, а также спасением возводимого его подчиненными деревянного двухпутного моста через реку Западная Двина в самом центре города.
В своих воспоминаниях "Мосты к победе" (М., 1982) генерал-полковник Хренов свидетельствует: «Такого ледохода, как на Западной Двине весной 1922 года, мне больше не приходилось видеть. Вода в реке стремительно поднялась на несколько метров, вспоров лед, и понесла его со страшной скоростью Мгновенно возникали громадные ледяные заторы, грозя все смести на своем пути. Командиры и курсанты школы проявляли истинную самоотверженность, быстро и сноровисто устанавливали заряды, ловко поджигали бикфордовы шнуры».
Напряженная борьба длилась несколько дней и ночей. На помощь саперам приходила артиллерия, открывавшая огонь по особо опасным заторам. И победа, в конце концов, осталась за саперами. Разрушений в городе допущено не было, мост отстояли.
В дальнейшем воинам инженерных войск приходилось ликвидировать последствия стихийных бедствий на Днепре и Амуре, в Карпатах и Закавказье, в Карелии и на Каспии, на Сахалине и Камчатке, в борьбе с пожарами в Центрально-Европейской части России в засушливое лето 1972 г. Газета «Красная звезда» в номере от 1 июня 1986 г. сообщала о действиях воинов-саперов: «…И здесь при устранении аварии на поврежденном реакторе Чернобыльской АЭС саперы тоже шли впереди атакующих.
Для закачки жидкого бетона под основание реактора требовалось проложить трубу. Намеченный путь ее прокладки пронизывал три стены вентиляционных шахт. Проделать в них отверстия направленным взрывом поручили саперам. Для выполнения этой задачи отобрали лучших, наиболее подготовленных воинов. В их числе командир инженерно-саперной роты старший лейтенант В. Гензе, командир взвода старший лейтенант А. Степанов, старший сержант Ю. Тимофеев, младший сержант Ю. Костылев, рядовые Г. Полунин, Д. Мельничук…»
Тщательно изучив обстановку, группа под командованием подполковника О. Галяса произвела три взрыва в непосредственной близости от основания реактора. Задачу выполнили успешно, в установленное расчетом время. Все участники группы были поощрены начальником инженерных войск Министерства обороны маршалом инженерных войск С.Х. Агановым.
Так что ликвидация факультета в 2008 году, объясняемая тем, что в системе МЧС действует своя Академия гражданской защиты, подобно проведенной в 2006 г. реорганизации Военно-инженерной академии в Военный институт инженерных войск вовсе не улучшат деятельность органов МЧС. Разумнее было бы добиваться возрождения Военно-инженерной академии как центра подготовки кадров для всех структур (Вооруженных Сил, МЧС, МВД, ФСБ, Спецстроя России)!
Военная структура является наилучшей как при организации спасательных работ, так и при строительстве особо важных объектов. Это понимали еще древнеримские военачальники, в том числе автор труда «О правилах военных» Флавий Вегеций Ренат (1У век нашей эры), а также такие известные исторические личности, как Джузеппе Гарибальди, Проспер Анфантен и Шарль Фурье, великий русский ученый Константин Эдуардович Циолковский и величайший советский фантаст-провидец Александр Петрович Казанцев. Военизированные горно-спасательные части, созданные в 30-е годы ХХ в. Алексеем Илларионовичем Селявкиным, являвшимся, кстати, одним из организаторов советских танковых войск и ряда других воинских формирований, блестяще подтвердили необходимость военной организации в спасательной работе (Селявкин А.И. В трех войнах на броневиках и танках. Харьков, 1981.) Это подтверждается богатейшим опытом не только Гражданской обороны СССР, но и гражданской обороны многих стран, в том числе Австралии и Перу. На эту тему правильнейшие мысли высказывал еще в 1991 году генерал-полковник Борис Евгеньевич Пьянков, возглавлявший на тот момент Гражданскую оборону СССР.
Участник Великой Отечественной войны, крупный военачальник и специалист по гражданской обороне генерал-полковник Григорий Петрович Яшкин в своей книге «Эту жизнь не перепишешь заново» (М., 1995) практически в унисон с Б.Е. Пьянковым убедительно обосновал идею того, что гражданская оборона должна быть не пасынком при каком-либо министерстве, а инструментом в руках правительства. Разумным было то, что противопожарную службу, наконец, передали из МВД в МЧС. Вполне резонной была бы и передача «Скорой помощи» из Минздрава. Это показывает и опыт большинства зарубежных стран.
Исходя из вышеизложенного, опираясь на отечественный и зарубежный опыт можно предложить такое решение проблем, как МЧС, так и инженерных войск – включить Инженерные войска в состав МЧС России. Поскольку возрождать инженерные войска в Министерстве обороны никто не собирается, а задачи, что у МЧС, что у военных инженеров схожи в какой-то мере и переплетаются, то было бы уместным включить инженерные войска в состав МЧС Российской Федерации. Примером такого слияния могут служить Инженерные войска США (Инженерный корпус), которые в мирное время выполняют задачи, схожие с МЧС.
Нашу идею подтвердждают и такие более близкие по времени примеры грузино-югоосетинского конфликта 2008 года. Во-первых, задача по инженерной разведке противника, местности и объектов, была решена силами МЧС в ходе операции по ликвидации последствий, для определения мест пунктов управления частями и полевыми пунктами временного размещения личного состава и гражданского населения.
Во-вторых, задача по очистки местности и объектов, а также устройство и содержание инженерных заграждений, как в военное, так и мирное время способны выполнять подразделения МЧС. Очистка местности г. Цхинвал проводилась силами МЧС и была выполнена в полном объёме и вполне успешно. В-третьих, задачи фортификационного оборудования оборонительных рубежей, позиций и районов (районов развертывания пунктов управления, исходных районов, районов сосредоточения, позиционных районов и аэродромов), подразделения МЧС способны выполнять быстрее при наличии современных средств фортификации и инженерной техники, применительно к защите гражданского населения. В инженерных войсках в настоящее время средства фортификации устарели, а замены на новые не производится. Поэтому необходима полная модернизация всех имеющихся средств.
В-четвёртых, задача подготовки и производства разрушений важных объектов может выполняться силами пиротехнического отряда МЧС.
В-пятых, задачу по проделыванию и содержанию проходов в заграждениях и разрушениях, а также подготовки и содержания путей движения, МЧС способно выполнять, получив всю инженерную технику, в результате слияния с инженерными войсками. Данная техника может иметь большое функциональное применение в мирное время.
В-шестых, задача оборудования пунктов полевого водообеспечения и электроэнергетического обеспечения, выполняется силами МЧС практически на всех операциях по ликвидации последствий.
В-седьмых, оборудование и содержание переправ при форсировании водных преград. Данная задача выполняется МЧС каждый год во время паводков и разлива рек. Использование инженерной плавающей техники и понтонных средств, может облегчить выполнение этой задачи.
В-восьмых, министерству по чрезвычайным ситуациям не помешали бы современные средства маскировки, для защиты личного состава, участвующего в операциях по ликвидации последствий вооруженного конфликта на территории другого государства, в условиях широкого распространения современных навигационных систем и оружия с приборами ночного видения.
Силы и средства МЧС позволяют им участвовать в ликвидации последствий воздействия различных видов оружия противника и опасных факторов природного и техногенного характера. В случае совместного управления инженерными войсками со стороны двух министерств выиграют все. Разумеется, высказанные предложения не касаются входящих в состав общевойсковых соединений и частей инженерно-саперных подразделений, которые должны остаться в прежнем составе.
Реформы инженерных войск и МЧС должны проводиться совместно с участием специалистов из всех силовых структур и военно-общественных организаций.
Примечание: ЦПС Союза офицеров направляет это письмо в министерство обороны РФ и министерство по чрезвычайным ситуациям РФ (не очень надеясь, что его прочтут руководители этих ведомств). Однако обсуждать и предлагать – это наше право, ведь не только жесткой критикой проводимым «реформам» в армии и на флоте силен Союз офицеров. Мы всегда вместе с ней предлагали конструктив. Что и делаем сейчас. Дело за реформаторами, а мы будем делать выводы
|