Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Материалы съездов и Собраний [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Полковник Юрий Кузнецов, кандидат технических наук
ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Существующая нормативно-правовая база в области гражданской обо­роны (ГО) значительно усложняет защиту ряда важнейших объектов эконо­мики в современных войнах. Данная ситуация сложилась с принятием нового Федерального за­кона о гражданской обороне №122-ФЗ от 22.08.2004 г. /1/, отменившего ранее действовавший Федеральный за­кон о гражданской обороне № 28-ФЗ от 12.02.1998 г.
В новом за­коне от 2004 г в ст. 4, опреде­ляющей принципы ор­ганизации и ведения ГО, указано, что «полномочия федеральных органов исполнительной вла­сти по приня­тию нормативных актов в области ГО и по контролю за их выпол­не­нием распространяются теперь только на бюджетные организа­ции, на­ходя­щиеся в их веде­нии» /2/. Положения закона от 1998 года рас­пространя­лись на организации, находящиеся в любой форме собственности. Напомним, что при переоснащении энергетики ФРГ на экологические безопасные современные технологии в 70-х годах теперь уже прошлого века закон об этом распространялся на все предприятия и организации отрасли, независимо от форм собственности. Приоритетом стала именно интеллектуальная, а не материальная собственность, как это убедительно показано в статье члена Союза офицеров кандидата технических наук А.В. Рыжакова «Экономические процессы на весах диалектики» (журнал «Коммунист» , 1995, № 1). Таким обра­зом, положе­ния ныне действующего закона о гражданской обороне №122-ФЗ от 22.08.2004 года не распространяющиеся на органи­зации, находящиеся в частной собственности являются шагом назад, наносящим вред обороноспособности и безопасности государства.
К каким проблемам это приводит, отчетливо просматривается на при­мере объектов электроэнергетики, которые по при­оритетности поражения стоят на первом месте среди всех объектов эко­номики страны.
С 1 июля 2008 года прекратил свою деятельность «хозяин» электро­энерге­тики России – РАО ЕЭС, обеспечивавший выработку 70% всей электроэнер­гии страны. Резуль­та­том его деятельности стала капитализа­ция электроэнер­гетических объ­ек­тов, в результате которой выгодное имущество будет при­надлежать частным собственникам, а всё убыточное – государству.
Вместо одного «хозяина», будет слишком много «хозяев», а «у семи нянек», как известно, «дитя без глазу».
Руководство РАО объясняло причину реформы обновлением от­расли. Новые владельцы, якобы, будут вкладываться в новое оборудова­ние – и пе­ребои в подаче электроэнергии прекратятся.
Однако новым вла­дельцам компаний, производящих энергию, требуется построить допол­нительные энергоблоки объёмом всего лишь в… 20% от имеющихся сего­дня. Заставить их ремонтировать или заменять старые энер­гоблоки не мо­гут, оправдываясь неприкосновенностью частной собственно­сти. А зна­чит, энергоблоки, как были ветхими, так ими, скорее всего, и оста­нутся.
Одним из негативных процессов отрасли является нарастающий про­цесс износа энергетического оборудования электростанций. В сло­жившейся ситуации основной проблемой, требующей решения, явля­ется исчерпание ресурса установленной мощности действующих элек­тростан­ций, основная часть которых была введена в семидесятые годы и израсходует этот ресурс: к 2015 г. – на 64% и к 2020 г. – на 79%, причем для ТЭС и АЭС исчерпание фи­зического ресурса к этому времени составит 93%.
В настоящее время структуру электроэнергетики России состав­ляют:
электростанции;
оптовый рынок;
магистральные и распределительные сети;
диспетчерское управление;
сбыт электроэнергии.
 Электростанции с 1 июля 2008 г перешли в частные руки. Таковых на­считывается 44 электростанции, включая 8 строящихся. Они были воз­ведены в предыдущие десятилетия за счет государства. Строительство одной стан­ции обходится от нескольких сотен млн. до нескольких десятков млрд. дол­ларов.
В результате купли-продажи крупные пакеты акций электростан­ций будут принадлежать как российским, так и зарубежным компаниям. Среди них – Сибирская угольно-энергетическая компания – СУЭК, Газпром.
После 2010 г. обязательства их владельцев по возведению новых объ­ектов закончатся, и вся прибыль от продажи энергии будет идти в карман хо­зяев.
Оптовый рынок до июля 2008 г. контролировался государством. В 2012 г. вся электроэнергия будет продаваться по рыночным ценам. Это зна­чит, что не будет фиксированных тарифов и для простых граждан.
На оптовом рынке будут действовать посредники – сбытовые ком­па­нии, находящиеся в частной собственности. Именно от сбытовых ком­паний будет зависеть, по какой цене потребитель получит электроэнер­гию.
Магистральные и распределительные сети, крупные подстан­ции останутся на балансе государства. Общая протяженность распреде­лительных линий, находящихся в системе РАО «ЕЭС России», составляет 2,3 млн. км.
От подстанций, которых более 500 тыс., энергия доходит до конечного потребителя. От надежности (а где-то и от наличия) этих сетей, от исправно­сти ЛЭП будет зависеть электроснабжение объектов экономики, инфраструк­туры и населения, доступ жителей страны ко всем современным средствам информации.
С 2008 г. по 2010 г. тарифы на электроэнергию уве­ли­чились на 50%.
Диспетчерское управление также останется в руках государства. Минпромэнерго будет отвечать за разработку правил работы рынка, управ­лять госкомпаниями. У него в подчинении – Ростехнадзор (эколо­гический патруль), ФАС (контроль за недискриминационным доступом к отраслевой инфраструктуре) и ФСТ (тарифное регулирование).
Сбыт электроэнергии от государства перейдет в руки частных компа­ний. С 2012 г. цены отпустят в свободное плавание. В обозримом будущем возможности выбора поставщика электроэнергии в дома граж­дан не предви­дится /3/.
Без полноправного хозяина всей элек­троэнергетики России невоз­можно создание Единой системы защиты электростанций как системооб­ра­зующих объектов экономики. Отсут­ствие бюджетного финансирования ме­роприятий гражданской обороны электроэнергетики приведет к тому, что в мирное время мероприятия по защите объектов не будут даже пла­нироваться, а в военное время их уже будет поздно осуществлять.
Таким образом, при существующей трактовке ст.4 Федерального за­кона «О граж­данской обо­роне», в мирное время «хозяев» электростан­ций, ввиду неприкосновенности их частной собственности, не заставить плани­ровать мероприятия по гражданской защите своих объектов, а в во­енное время этих собственников не найти. В результате электростанции страны будут совершенно не готовы к функционированию в военное время.
В связи со сложившейся ситуацией необходимо снова восста­новить прежнюю формулировку ст. 4 Федерального закона «О граж­данской обо­роне», чтобы законода­тельно обязать собственников объектов электроэнерге­тики планировать и проводить ме­роприятия по их защите. Т.е. положения ныне действующего Федерального за­кона «О гражданской обороне» от 22.08.2004 г. необходимо распространить на все важные объекты экономики независимо от форм их собственности. При невыполнении требований указанного за­кона владельцами этих объектов, их собственность подлежит национализации с передачей в ведение федеральных органов власти.
Реализация ука­занных мер позволит устранить существующую про­блему нормативно-правовой базы в области гражданской обороны и подго­товить электроэнергетику к воз­мож­ным войнам буду­щего и тем самым со­хранить экономику страны.
Руководители госу­дарства должны ставить реальные военные за­дачи, создавать благоприят­ные во­енно-политические и экономические условия для применения ВС. Военная стратегия должна учитывать все эти возможности государ­ства. Но надо считаться и с тем, что оборонные задачи объективно выте­кают из сложившейся геостратегической обста­новки, и отменить их не­возможно. Нужно реально осознавать различные условия создания, на­при­мер, надежной системы ПВО России в сравнении с элементами ПРО США. Прежде всего, экономические: по валовому внутреннему продукту и по во­енному бюджету США превосходят РФ более чем в 20 раз.
Во­енно-географические факторы – территория России в 1,8 раза пре­восхо­дит США, подлетное время средств воздушного нападения США и НАТО к приграничным районам России составляет от шести минут до од­ного часа, в то время как российская авиация может достичь территории США лишь через пять часов.
По объектам России может действовать до 2000 боевых самолетов США и НАТО, наши возможности во много раз меньше. В США в настоящее время развернуто сил ПВО почти в полтора раза больше требуемых для вы­полнения задач контроля воздушного про­странства и пресечения нарушений государст­венной границы. В России число средств ПВО гораздо меньше их необ­ходимого количества.
Поэтому о «зеркальных» ответах не может быть и речи. В этих ус­ло­виях необходимы поиски решений, направленных на неотвратимость эффек­тивного ядерного реа­гирования и на прикрытие от ударов с воздуха и из кос­моса.
Если речь будет идти о жизни и смерти страны, как всегда, все бу­дет подчинено интересам обороны, исходя из древнего изречения: обо­рона страны стоит столько, во сколько нация оценивает свою независи­мость /4/.
Литература:
1.Федеральный закон «О граж­данской обо­роне» №122 – ФЗ от 22.08.2004 г. E-mail: http://www.szrc.mchs.gov.ru/
2. Разъяснение изменений, внесенных в ряд законов Федеральным законом «О граж­данской обо­роне» №122 – ФЗ от 22.08.2004 г. Журнал «Гражданская защита», №2, 2006 г. E-mail: http://www.gr-odor.narod.ru/
3. Забота о россиянах приведет к удорожанию электричества. «Аргументы и факты», №8 (1425), 20-26 февраля 2008 г.
4. Алексин В. Войны третьего тысячелетия. «Независимое военное обозрение», №27 (150), 16 июля 1999 г.
Категория: Мои статьи | Добавил: ST (16.11.2011)
Просмотров: 1950 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Наши соратники
Copyright Burunduk © 2017